Теории восприятия

Гештальт (Келер, Коффка, Вертгеймер):человек творчески отображает пространство, творческое искажение происходит по определенным законам, например – изоморфизма (Келер): в стимуле и в психике существуют идентичные структуры, образ просто отражает объект, а не строится (стереотипность восприятия); гештальт-принципы организаци восприятия = свойства восприятия, описанные выше! + закон близости(тенденция формировать группы, столбцы, строки из множества однородных элементов)+ закон вектора(убеждение в том, что строки и столбцы где-то начинаются и где-то заканчиваются)+ закон хорошей (прегнантной) формы(человек в своем восприятии предпочитает иметь дело с хорошей формой: лучше всех – круг).Осн. их формула: целое отличается от суммы частей (свойство целостности собственно).

Когнитивная психология (Найссер, Брунер):

Брунер (теория перцептивных гипотез):существуют перцептивные категории — наборы правил объеди­нения объектов: обобщенные представления об объекте, хранящиеся в прошлом опыте в форме конструкций, образов, понятий / высказываний, структур / формул. Восприятие — решение задачи классификации, отнесе­ния к категориям (операция умозаключения).

Найссер:Восприятие – основной когнитивный процесс, активность, порождающая все остальные виды. В восприятии встречаются когнитивная активность и реальность, его назначение – раскрытие того, что действительно представляет собой окружающая среда + приспособление к ней.

Перцептивный цикл. Компоненты:

· Когнитивные схемы – подготавливают субъекта к принятию строго определённой информации – внутренние структуры, которые формируются по мере накопления опыта, средства описания и фиксации феноменологии, касающейся знаний человека о мире (т.е. наши знания о мире представлены в виде когнитивных схем). Они направляют перцептивные процессы.

· Перцептивно-исследовательские реакции. Они отбирают информацию.

· Фактические стимулы физической среды.

Происходит это так: схема принимает информацию, как только та оказывается на сенсорных поверхностях, и изменяется под влиянием этой информации => схема направляет движение и исследовательскую активность, благодаря которым открывается доступ к новой информации, вызывающей новые изменения схемы. Это дело представляется в форме треугольника, мне рисовать его впаду, если считаете важным, просмотрите конспект по истории психологии, а еще у Голик доклад на эту тему был J

Возрастная динамика:

Новорожденный ребенок не в состоянии воспринимать окружающий мир в виде целостной предметной картины. Признаки предметного восприятия у ребенка начинают проявляться в раннем младенческом возрасте (2-4 месяца), когда начинают формироваться действия с предметами. К 5-6 месяцамколичество случаев фиксации взора малыша на предмете увеличивается, однако на этом развитие восприятия у ребенка только лишь начинается.



При переходе от преддошкольного к дошколькому возрасту под влиянием игровой и конструктивной деятельности у детей складываются сложные виды зрительного анализа и синтеза, включая способность мысленно расчленять воспринимаемый объект на части в зрительном поле, исследуя каждую из этих частей в отдельности и затем объединяя их в единое целое.

В школе – несколько этапов:

1. Становление адекватного образа предмета в процессе манипуляции с ним,

2. Дети знакомятся с пространственными свойствами при помощи движений рук и глаз,

3. Дети приобретают способность быстро и без внешних движений узнавать определенные свойства воспринимаемых объектов, отличать их на основе этих свойств друг от друга.

Отклонения(все нарушения восприятия – качественные!):

1. Иллюзии – человек вместо одного объекта воспринимает другой (искаженное восприятие)

По модальности: зрит, слух, вкус и т.д.

По причинам: псих, физиол, физич.

2. Галлюцинации (бред, видения) – расстройства восприятия, когда человек вследствие нарушений психической деятельности видит / слышит то, что в реальной действительности не существует (Эскироль, 19 век)

По модальности: зрит, слух и пр.

По условиям: истинные и псевдогаллюцинации.

По степени сложности: элементарные, простые, сложные и динамические.

Г. Могут возникать при депривации; при переходных состояниях (у детей).

Психогенные Г.: доминантные (при реактивных психозах, чаще - слух и зрит), эйдейтические, индуцированные (по типу взаимовнимания и на фоне эмо напряжения), Г воображения и внушенные Г (на болезненном фоне)

3. Расстройства сенсорного синтеза – образы могут терять отдельные признаки (форма, величина), изменяются пропорции, исчезает восприятие углов.

Брадихрония – замедленное восприятие времени; тахихрония - когда течение времени представляется чрезвычайно ускоренным.

+ Расстройства схемы тела (при психических заболеваниях и в рез-те ампутаций).



4. Агнозии -нарушение различных видов восприятия (зрительного, слухового, тактильного) при сохранении чувствительности и сознания, нарушение процесса распознавания комплексов стимулов и, соответственно, узнавания предметов + неадекватная реакция на предъявленные комплексы стимулов.

Время сенсомоторной реакции (простой / сложной) и пр. с огонечками мигающими, звуками: там везде нужны специальные приборы, по сути, мы там подтверждали наличие у нас стандартных свойств восприятия (см. выше).


5022783645660083.html
5022862957113243.html
    PR.RU™